Правила игры русская пирамида

Одним из подвидов русского бильярда является «Русская пирамида».

Правила «Русской пирамиды» базируются на Общих правилах, которые дополнены рядом положений.

Перед началом игры
Расстановка шаров
Правила ударов
О подсчете очков и завершении партии

Стол, согласно общим правилам, размечен линиями и отметками: в центре – серединная отметка (она же центральная), через которую поперек стола проходит серединная (она же центральная) линия. Таким образом, стол разделен на два пространства: переднюю и заднюю части. Передняя и задняя отметки располагаются в центре каждой соответствующей части стола (передняя – в передней, задняя – в задней). Через переднюю метку прочерчена линия дома. За этой линией начинается пространство «дом». Важно помнить, что сама линия не относится к «дому». Так же на столе присутствует еще одна линия – выставления шаров. Она проведена продольно и соединяет задний борт стола и заднюю метку.

Правила игры русская пирамида

Правила этого способа игры в бильярд требуют наличия комплекта из пятнадцати пронумерованных шаров и битка. Номера шаров соответствуют числам от одного до пятнадцати, а биток не имеет номера, за то отличается от прицельных шаров цветом, либо особого рода разметкой. Как правило, шары для этой разновидности игры в бильярд одного цвета – слоновой кости, а биток – желтый. Вне официальных соревнований может использоваться биток красного цвета. Размеры луз лишь на пару миллиметров превосходят размеры шаров. Это усложняет игру, уменьшая вероятность попадания шара в лузу без точного расчета.

Перед началом

Перед началом игры, определяется игрок, которому достанется право первого удара. Для этого игроки в бильярд располагаются у переднего борта, по обе стороны от продольной линии. Позиции выбираются либо по договоренности, либо посредством жеребьевки. Затем в доме каждый игрок устанавливает шар, после чего все одновременно наносят удар, посылая свой шар к заднему борту. Возможность сделать первый удар достается тому игроку в бильярд, чей шар после рикошета от заднего борта встанет максимально близко к переднему.

Розыгрыш права первого удара автоматически считается проигранным, когда шар не дотронулся до заднего борта стола; соприкоснулся с длинным бортом стола; пересек продольную линию; выскочил со стола или отправился в лузу; несколько раз соприкоснулся с задним бортом стола. Достаточно соблюдения одного из этих условий, и розыгрыш выигрывает соперник. Победитель розыгрыша имеет возможность самостоятельно произвести первый удар, либо предложить такую возможность сопернику.

cropped-.jpg

Расстановка шаров

Когда определен игрок, начинающий партию, прицельные шары, согласно общим правилам, расставляются на столе в форме равносторонней пирамиды (обычно для этого используют специальное приспособление — треугольник). Правила этой разновидности игры в бильярд устанавливают, каким должен быть порядок шаров с точки зрения их нумерации:

  • Пятый ряд (основание пирамиды): шары с номерами 2, 1,12,11,3;
  • Четвертый ряд: шары номер 9,14, 13,10;
  • Третий ряд: шары 7, 15, 8;
  • Второй ряд: номера 5 и 6;
  • Первый ряд (вершина пирамиды): 4. Этот шар называют «лобовым».

Пирамида шаров должна быть расположена в задней части стола. Ее вершина должна совпадать с центром задней метки (лобовой шар – непосредственно на ней), а основание (шары 2, 1,12,11,3) – в параллель с задним бортом. Положение битка оговаривается правилами не слишком строго: он должен находиться внутри пространства, называемого домом, но не на линии дома (мы помним, что она к этому пространству не относится). После выстраивания и правильного расположения пирамиды, партию начинает игрок, получивший право на первый удар в итоге жеребьевки, либо игрок, которому это право было предоставлено.

Правила ударов

Первый удар производится из пространства дома, с руки. После того, как пирамида разбита, правила обязывают игрока перед каждым ударом объявлять номер прицельного шара и лузу, в которую шар предполагается сыграть. В обязательном порядке, объявляться эта информация должна громко и четко. Если речь идет о спортивных состязаниях по игре в бильярд, то правила требуют адресовать эту информацию судье. До того момента, как будет совершен удар, объявляемый шар и луза могут быть изменены и проговорены заново. А вот во время удара изменить уже ничего нельзя. Таковы правила. Если объявленный шар сыгран правильно, в зачет игрока идут все шары, попавшие в лузы в ходе удара. В противном случае, не засчитывается ни один шар.

Правила русская пирамида

Случается так, что движение шара прекращается на самом краю лузы, а через какое-то время в нее падает, не соприкоснувшись ни с одним другим шаром. Если на результат удара это не оказало никакого влияния, он просто ставится на свое место. Но если этот шар неизбежно должен был быть забитым в ходе удара, то следует выставить шары в максимально приближенно к доударной диспозиции.

Еще одна возможная во время партии проблема – выскакивание шара со стола. Если вылетел прицельный шар, то штраф не накладывается, а если вылетел биток, то игрока штрафуют. Все шары, которые выскочили в ходе удара, подлежат выставлению на стол после его завершения (после остановки шаров на столе).

Первый удар считается нанесенным правильно, если после соприкосновения битка с одним шаром из прицельных, хотя бы один прицельный шар отправился в лузу, или соприкоснется с двумя бортами стола. Если ни одно из перечиисленных событий не произошло, запускается механизм штрафов. В этой ситуации соперник нарушителя имеет возможность либо принять сложившуюся расстановку шаров и продолжить играть самостоятельно, либо передать такую возможность игроку, нарушившему правила.

Альтернатива состоит в том, что соперник может заново выстроить пирамиду из шаров и начать игру, разбив пирамиду самостоятельно, либо снова позволив сделать это нарушителю. Важно помнить, что удар продолжается от момента, когда кий ударят по шару, и до окончания движения всех шаров, расположенных на столе.

В такой разновидности как бильярд «Русская пирамида», шар, сыгранный неправильно, а так же не заказанный или выскочивший шар, необходимо выставить на заднюю метку стола. Если таких шаров несколько, то расположить их нужно в сторону заднего борта, по продольной линии, плотно друг-к-другу, по возрастанию номера. В случае, когда задняя метка занята, правила советуют выставить шар на продольной линии, максимально близко к шару, который является помехой, но не вплотную к нему.

Бильярд Русская Пирамида знает такие случаи, когда оба игрока набирали по семьдесят баллов. В этом случае правила требуют выставить шар, который был забит последним, на заднюю метку, а право на последний удар определяет розыгрыш. После этого соперники продолжают игру до первого штрафа или забитого шара.

Для такой разновидности игры в бильярд, характерно понятие «патовая позиция». Когда оба соперника намеренно трижды за раз нарушают правила, а положение всех шаров, кроме битка, остается неизменным, игра приостанавливается. После возобновления партии, на столе оставляют только один прицельный шар, обоим соперникам засчитывается по семьдесят баллов, а партия продолжается в соответствии с механикой, работающей в ситуации, когда у обоих игроков по семьдесят баллов (розыгрыш права последнего удара, а за тем игра до первого штрафа или забития шара).

И, наконец, о подсчете очков и завершении партии.

Каждый шар, забитый правильно, в игре «Русская пирамида» приносит участнику количество баллов, соответствующее номеру, указанному на шаре. Исключение составляет единица, за которую присваивается одиннадцать баллов. Шар – единица зовется на бильярдном сленге «Тузом». Когда на столе остается единственный шар, правила этой игры в бильярд предлагают прибавлять к его баллам еще десять баллов. С учетом этих поправок, пирамида на бильярдном столе представляет собой сто сорок баллов. В ходе партии эти баллы могут в разных комбинациях распределяться между игроками.

Каждое нарушение правил игры грозит игроку лишением пяти баллов, которые прибавляются в копилку соперника. Штрафные санкции в этой игре накладываются в ряде случаев:

  • Если пирамида разбита неправильно;
  • Если игрок промахнулся и не задел битком ни одного шара;
  • Если биток отправлен в лузу;
  • Если биток вылетел за борт стола;
  • Если шар соприкасается с «неигровым» предметом (в том числе одеждой и частями тела игроков);
  • Если, в случае игры с руки, биток касается прицельного шара до того как пересечет линию дома;
  • Если имеет место «пропих» — соприкосновение кия и битка не прекращено до момента соприкосновения его с прицельным шаром.
  • Если новый удар произведен до окончания предыдущего.

Конец игры объявляется, когда один из игроков набирает семьдесят один балл. Возможность первого удара в следующей партии получает победитель, который, впрочем, может его уступить сопернику.